Протодиакон Иоанн Покровский (1880–1931(2?))
Покровский Иоанн Иванович

Из семьи церковнослужителей, был псаломщиком в с. Клементовское Новгородской губернии. Член братства еп. Макария (Опоцкого). Познакомился с будущим епископом Макарием (Опоцким) в 1916 г. П его приглашению в 1924 г. переехал в Череповец, рукоположен им во диакона. А 1927 г. осуждён за церковную деятельность и выслан в г. Галич.

Сидят слева направо: свящ. Алексий Успенский, Евдокия Капитонова, еп. Макарий, Вера (приемная дочь Покровских) , протодиакон Иоанн Покровский,
Стоят; мон. Кирилла, свящ, Василий Козлов, Мария Покровская.
Между 1928-1931)
Их книги А. Дмитриенко «За святую правду любви и братства»
В апреле 1931(2?) года отошел к своему Творцу протодиакон Иоанн Покровский (1880–1931(2?)) – один из верных помощников епископа Макария (Опоцкого), с которым он познакомился ещё в 1916 году. Епископ Макарий поддержал семью Покровских в трудной жизненной ситуации, и ещё до назначения владыки в Череповец они просили, чтобы он взял их к себе.
Жена протодиакона Иоанна, Мария Фёдоровна, вспоминала, что переехав к владыке, они жили на началах братства или коммуны. Супруги помогали владыке на приходе: протодиакон Иоанн учил желающих церковному пению, Мария Фёдоровна вела библейский кружок для женщин, из которого потом выросло сестричество. После высылки из Череповца в 1927 году всех помощников владыки Макария Покровские, поселившись в г. Галич Костромской области собрали вокруг себя небольшое братство. Когда закончился срок ссылки, они переехали к владыке в Новгород, не забывая при этом галичских братьев и сестёр.
Протодиакон Иоанн скончался от инсульта и был похоронен на Петровском кладбище в Новгороде. Это дало возможность перезахоронения в конце 1940-х годов епископа Макария (Опоцкого) в ограду к протодиакону Иоанну Покровскому «как к родственнику».
Рубрику ведёт Анастасия Наконечная, благодарим за помощь Татьяну Тыртыш и Александру Буданову
Кифа № 4 (272), апрель 2021 года
Жена протодиакона Иоанна Мария Фёдоровна Покровская (урожденная Жукова 1888 – 1984) - член братства еп. Макария (Опоцкого). До революции преподавала в школе; в январе 1924г познакомилась с еп. Макарием во время посещения Климентовского прихода, в том же году по приглашению владыки переехала с мужем в Череповец.; была поставлена епископом Макарием в диакониссы, стала одной из основных его помощниц.
При братстве, по благословению владыки образовалось и сестричество.в задачи которого входило изучение Христова учения и взаимопомощь. Руководство сестричеством было поручено члену братства Покровской Марии Фёдоровне. В общей сложности в сестричестве состояло 25 сестер. В основном это были вдовы с дочерьми или незамужние девушки. Занятия с ними проводила Мария Федоровна Покровская. На встречах изучали Священное Писание, жития святых, читали акафисты. Обязательно задавалось домашнее задание, чтобы слушательницы проработали тот или иной урок и в письменной форме представили своё изложение».
Мария Федоровна трудилась не только в кружке – сестричестве По словам еп. Макария и жителей села, она всегда была готова помочь советом и делом всем приходящим к ней. Мария Федоровна пользовалась общим уважением и доверием, и атмосфера любви и дружбы, царившая в Богородском приходе, сложилась во многом благодаря ей. Люди собирались в приходском храме во время спевок любительского церковного хора, в которых принимала участие и Мария Фёдоровна. Они приходили послушать церковное песнопение и оставались, чтобы вместе попеть духовные песни, почитать акафисты и жития святых. Затем все окружали Марию Фёдоровну и просили остаться в храме, чтобы «прочитать вечернюю молитву и побеседовать о чём – нибудь душеспасительном». Мария Фёдоровна с готовностью отзывалась на такие просьбы.
В 1926г. Мария Фёдоровна проходила обвиняемой по делу братства вместе с еп Макарием и др.
Они обвинялись в организации кружка «сестричества для преподавания несовершеннолетним и в хранении с целью распространения контрреволюционной литературы».
Епископ Макарий и Мария Фёдоровна виновными себя не признали. Марии Фёдоровне приговор был вынесен условно. Возможно, на такой исход дела повлияло коллективное ходатайство в Череповецкое ГПУ жителей села Богородское и Панькино, засвидетельствовавших тем свой доброе отношение К Марии Фёдоровне. В нём, в частности, говорилось: « Нам известна тесная дружба, в которой живут некоторые семьи нашего прихода. (…) Мы ходили к Марии Фёдоровне за советами и наставлениями. Нам очень жаль, что Мария Фёдоровна страдает, по нашему невинно. Усердно просим Вас, товарищи, не судите строго Марию Фёдоровну. Ведь мы, кроме добра, ничего худого в ней не видели». Письмо подписали 180 человек.
В июле 1926г, после вынесения приговора. Епископ Макарий был этапирован на три года в Соловецкий лагерь (СЛОН). Но декабре 1927г. дело было пересмотрено и владыку досрочно освободили с разрешением свободного проживания в ССР. Однако он вынужден был оставаться На Соловецких островах до начала летней навигации 1928г. По свидетельству Е.И. Пикиной Покровские выступили поручителями и взяли владыку «на поруки».
В 1927г. Мария Фёдоровна была выслана вместе с мужем в г. Галич, где им удалось собрать небольшое братство;
В 1931 году по приглашению владыки из ссылки в Галиче Мария Фёдоровна приехала в Новгород, где под руководством еп. Макария были собраны две общины. Старшей второй общины была Мария Покровская.
В 1933 году Мария Фёдоровна была арестована по делу братства. ; выслана в Казахстан на три года. После ссылки вернулась в Новгород. Избежала репрессий по делу братчиков в 1937г. и массового угона жителей и массового угона жителей в Германию в 1942г. Проживала в деревне Северная поляна (Новгородской область) с братчицей Т.А. Беляевой. Похоронена в д. Оредеж (Ленинградская обл.)
Их книги А. Дмитриенко «За святую правду любви и братства»
Патриарх Тихон (Белавин) (1865–1925) в первые месяцы после революции призвал христиан объединяться в духовные союзы для защиты церкви от большевистских гонений.














