Протоиерей Александр Скворцов 1878 -1937
Сворцов Александр Диодорович
Священник Воскресенской церкви с. Городок Чудовского района Ленинградской (ныне Новгородской) области.
Родился 17 февраля 1878 г. в селе Городок Кирилловского уезда.
Сын псаломщика. Закончил Духовную семинарию. В паспорте, выданном в 1935 г. сроком на 5 лет, место рождения указано неправильно: с. Городок Чудовского района Ленинградской области, а в действительности одноименное село, но Кирилловского района Лен. Обл. (След.дело № 90406. Протокол допроса от 5 сентября 1937 г. Л. Без №).
Отец Александр проживал в с. Городок Чудовского района, служил священником в местной церкви и занимался сельским хозяйством.
Имел собственный дом, сад, несколько ульев пчел , около 20 домиков, занимался продажей меда. Об этом сказано в подшитой в Деле копии справки, составленной некоим Козловым за год до ареста священника (23.07.1936) (в чей адрес была направлена справка - неизвестно). В этой же справке говорится о том, что священник в деревне «ни к кому не ходит, дружбы особой ни с кем не ведет, очень живет аккуратно, живет только двое с женой.
Сыновья один в Ленинграде в Пожарном отделении НКВД, сын второй в Москве кем неизвестно, дочь учительница неизвестно где.» *( След.дело № 90406. Л.8).
Священник проживал в с. Городок вместе с женой Ольгой Фотиевной, 60-ти лет, уроженкой этого села и 5-ти летней внучкой. Других подробностей о семье священника в Следственном деле нет.
В 1919 г. А.Д.Скворцов подвергался аресту в г. Новгороде за продажу табака. В 1931-32 г. облагался твердым заданием как имеющий сельское хозяйство.
А.Д.Скворцов был арестован 3 сентября 1937 г. Чудовским РО НКВД. При обыске изъяли двухствольное ружье, гильзы, порох, дробь и другие охотничьи принадлежности. Арестованный содержался под стражей в Новгородской тюрьме. В Акте Приговор Тройки УНКВД от 21/11 -1937 г. говорится о содержании его в Ленинградской тюрьме.
В Обвинительном заключении сказано, что Скворцов А.Д. «будучи врагом Советской власти, среди населения занимался контрреволюционной деятельностью, распространяя антисоветские слухи о войне и гибели Советской власти, высказывая террористические намерения по адресу представителей власти и сельского актива... В период процесса над изменниками родины Тухачевским и др. восхвалял контрреволюционеров и клеветал на вождя партии тов. Сталина... Критиковал колхозное строительство... Клеветал на Советскую власть, используя при этом Сталинскую Конституцию о выборах в Советы.» (Тамже. Л.27)
Следственное дело по обвинению А.Д.Скворцова было направлено на рассмотрение Тройки УНКВД Ленинградской области по 1 категории.
«Виновным себя признал ЧАСТИЧНО, но изобличается свидетельскими показаниями» - так записано в Обвинительном заключении. Свидетели на допросах говорили о том, что священник собирал в своем доме и в церкви активистов-церковников, что говорил о грядущей войне с Германией и Японией и призывал запасаться продуктами, что Сталин придумал колхозы и с него нужно спросить за это. Девушка-комсомолка на допросе и очной ставке со священником рассказывала о том, как тот, увидев разлитое при погрузке на пароход молоко, стал критиковать колхозные порядки и коммунистов.
Сам же священник категорически отрицал обвинения в свой адрес: пребывание до революции в охранке, антисоветскую деятельность по свержению советской власти, восхваление врагов народа, террористические намерения в отношении Сталина. Вопросы следователя звучали все более-и-более жестко: «Мы настаиваем!», «Мы требуем»!, «Вы лжете!», «...иначе будем изобличать», «В последний раз предлагаю рассказать подробно..!» и т. п. (Восклицательные знаки, которыми изобилуют допросы, тоже о многом говорят).
Священник признает, что недоволен Советской властью, в частности, ее отношением к религии, и в первые годы ее существования желал смены власти.
В одном из Протоколов допроса - вопрос следователя: «Следствию известно, что Вы обрабатываете население с. Городок в религиозном духе...». Ответ: «Я как священник действительно обрабатывал население в религиозном духе, чтобы крестьяне проводили погребение и крещение по церковному обряду, и вел работу для пополнения в церковную двадцатку».
«Признаю, что колхозы действительно критиковал...Моя критика выражалась в том, что я критиковал колхозы как систему, т.к. нет согласованности в работе, кроме того крестьяне работают в колхозе , а хлеб покупают в кооперативе» (Тамже. Л. л.25 об., 26. Протокол допроса от 18 сентября 1937 г.)
Заседанием Особой Тройки УНКВД за № 98 от 14 октября 1937 г. священник Александр Деодорович Скворцов был приговорен к РАССТРЕЛУ.
Приговор приведен в исполнение 21 ноября 1937 г.
Реабилитирован А.Д.Скворцов 7 июля 1989 г.
_______________________________________________________
* В цитируемых документах сохранены орфография и пунктуация подлинника — Прим. Н. Г.
ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ
- Архив УФСБ по Новгородской области. След. Дело № 90406 на Скворцова Александра Деодоровича по ст. 58-13 УК. Начато 11 июня 1929 г. Окончено 26 октября 1929 г. Архивн. № 1а/11311. Начато 3 сентября 1937 г. Кончено 21 сентября 1937 г. На 28 л.
- ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3348. Л.л. 302-305. Ведомость о церкви Воскресенской села Городок Новгородского уезда за 1875 г.
- Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской земли. Т. 1. Гл. ред. Л.П.Рычков. Великий Новгород, 1993. 358 с. С. 335.
- Петров М. Н. Крест под молотом. Науч. Ред. В. Л. Янин / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с. С. 364.
Автор Н.А.Григорьева