Протоиерей Александр Скворцов 1878 -1937

Сворцов  Александр  Диодорович

 

 Священник Воскресенской церкви с. Городок Чудовского района Ленинградской (ныне Новгородской) области.

Родился 17 февраля 1878 г. в селе Городок Кирилловского уезда.

 Сын псаломщика. Закончил Духовную семинарию. В паспорте, выданном в 1935 г. сроком на 5 лет, место рождения указано неправильно: с. Городок Чудовского района Ленинградской области, а в действительности одноименное село, но Кирилловского района Лен. Обл. (След.дело № 90406. Протокол допроса от 5 сентября 1937 г. Л. Без №).

Отец Александр проживал в с. Городок Чудовского района, служил священником в местной церкви и занимался сельским хозяйством.

Имел  собственный дом, сад, несколько ульев пчел , около 20 домиков, занимался  продажей меда. Об этом сказано в подшитой в Деле копии справки, составленной некоим Козловым за год до ареста священника (23.07.1936) (в чей адрес была направлена справка - неизвестно). В этой же справке говорится о том, что священник  в деревне «ни к кому не ходит, дружбы особой ни с кем не ведет, очень живет аккуратно, живет только двое с женой.

Сыновья один в Ленинграде в Пожарном отделении НКВД, сын второй в Москве кем неизвестно, дочь учительница неизвестно где.» *( След.дело № 90406. Л.8).

Священник проживал в с. Городок вместе с женой Ольгой Фотиевной,  60-ти лет, уроженкой этого села и 5-ти летней внучкой. Других подробностей о семье священника в Следственном деле нет.

В 1919 г. А.Д.Скворцов подвергался аресту в г. Новгороде за продажу табака. В 1931-32 г. облагался твердым заданием как имеющий сельское хозяйство.

А.Д.Скворцов был арестован 3 сентября 1937 г. Чудовским РО НКВД.  При обыске изъяли двухствольное ружье, гильзы, порох,  дробь и другие охотничьи принадлежности. Арестованный содержался под стражей в Новгородской тюрьме. В Акте Приговор Тройки УНКВД от 21/11 -1937 г. говорится о содержании его в Ленинградской тюрьме.

В Обвинительном заключении сказано, что Скворцов А.Д. «будучи врагом Советской власти, среди населения занимался контрреволюционной деятельностью, распространяя антисоветские слухи о войне и  гибели Советской власти, высказывая террористические намерения по адресу представителей власти и сельского актива... В период процесса над изменниками родины Тухачевским и др. восхвалял контрреволюционеров и клеветал на вождя партии тов. Сталина... Критиковал колхозное строительство... Клеветал на Советскую власть, используя при этом Сталинскую Конституцию о выборах в Советы.» (Тамже. Л.27)

Следственное дело по обвинению А.Д.Скворцова было направлено на рассмотрение Тройки УНКВД Ленинградской области по 1 категории.

«Виновным себя признал ЧАСТИЧНО, но изобличается свидетельскими показаниями» - так записано в Обвинительном заключении. Свидетели на допросах говорили о том, что священник собирал в своем доме и в церкви активистов-церковников, что говорил о грядущей войне с Германией и Японией и призывал запасаться продуктами, что Сталин придумал колхозы и с него нужно спросить за это. Девушка-комсомолка на допросе и очной ставке со священником рассказывала о том, как тот, увидев разлитое при погрузке на пароход молоко, стал критиковать колхозные порядки и коммунистов.

Сам же священник категорически отрицал обвинения в свой адрес: пребывание до революции в охранке, антисоветскую деятельность по свержению советской власти, восхваление врагов народа, террористические намерения в отношении Сталина. Вопросы следователя звучали все более-и-более жестко: «Мы настаиваем!», «Мы требуем»!, «Вы лжете!», «...иначе будем изобличать», «В последний раз предлагаю рассказать подробно..!» и т. п.  (Восклицательные знаки, которыми изобилуют допросы,  тоже о многом говорят).

Священник признает, что недоволен Советской властью, в частности, ее отношением к религии, и в первые годы ее существования желал смены власти.

В одном из Протоколов допроса - вопрос следователя: «Следствию известно, что Вы обрабатываете население с. Городок в религиозном духе...». Ответ: «Я как священник действительно обрабатывал население в религиозном духе, чтобы крестьяне проводили погребение и крещение по церковному обряду, и вел работу для пополнения в церковную двадцатку».

«Признаю, что колхозы действительно критиковал...Моя критика выражалась в том, что я критиковал колхозы как систему, т.к. нет согласованности в работе, кроме того крестьяне работают в колхозе , а хлеб покупают в кооперативе» (Тамже. Л. л.25 об., 26. Протокол допроса от 18 сентября 1937 г.)

Заседанием Особой Тройки УНКВД за № 98 от 14 октября 1937 г. священник Александр Деодорович Скворцов был приговорен к РАССТРЕЛУ.

Приговор приведен в исполнение 21 ноября 1937 г.

Реабилитирован А.Д.Скворцов 7 июля 1989 г.

_______________________________________________________

* В цитируемых документах сохранены орфография и пунктуация подлинника — Прим. Н. Г.

 

ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ

  1.  
  2. Архив УФСБ по Новгородской области. След. Дело № 90406 на Скворцова Александра Деодоровича по ст. 58-13 УК. Начато 11 июня 1929 г. Окончено 26 октября 1929 г. Архивн. № 1а/11311. Начато 3 сентября 1937 г. Кончено 21 сентября 1937 г. На 28 л.
  3. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3348. Л.л. 302-305. Ведомость о церкви Воскресенской села Городок Новгородского уезда за 1875 г.
  4. Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской земли. Т. 1. Гл. ред. Л.П.Рычков. Великий Новгород, 1993. 358 с. С. 335.
  5. Петров М. Н. Крест под молотом. Науч. Ред. В. Л. Янин / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с. С. 364.

 

Автор Н.А.Григорьева