Протоиерей Михаил Сацердотский
Сацердотский Михаил Васильевич 1873-1937
Священник Николо-Полистской церкви, один из представителей многочисленного рода священнослужителей Сацердотских
Михаил Васильевич Сацердотский родился в 1873 г. в д. Званка Новгородского уезда и губернии (позднее — это Соснино-Пристанский сельский совет Чудовского района Ленинградской, ныне Новгородской, области).
Закончил Новгородскую Духовную семинарию и учился в Духовной Академии (скорее всего, Петербургской), в Деле значится «незаконченное высшее образование» (След.дело № 6834. Л. 4.об.). На момент ареста он проживал на ст. Волхово Чудовского района, служил священником в Никольской церкви.
О семье его в След. деле, кроме того, что он был вдов, более ничего не сказано. По хозяйству о .Михаилу помогала Екатерина Петровна Петрова (о ней упоминается в составленной мною исторической справке о дьяконе Грацианском Викторе Ивановиче - Прим. Н.Г.)
Первоначально о. Михаила обвиняли в преступлении, предусмотренном статьей 16-105 УК РСФСР, в которой говорилось о нарушении правил, регулирующих торговлю, и которая предусматривала исправительно-трудовые работы на срок до одного года или штраф до двух тысяч рублей (подробностей об этом деле за № 1122 нет — Прим. Н.Г.).
7 марта 1937 г. на основании определения Ленинградского областного суда статья была переквалифицирована на 58-10 УК РСФСР — контрреволюционная пропаганда и агитация. М.В.Сацердотский был оставлен на свободе под подписку о невыезде с постоянного места жительства — станции Волхово Соснино-Пристанского сельского совета.
9 августа 1937 г. его арестовали и заключили в 1 следственную тюрьму.
Чудовским РО НВД проводилось следствие с привлечением 7 человек свидетелей, которые показали, что священник Сацердотский скупал хлеб, сахар, муку и другие продукты и говорил о неизбежности войны. Допрашивали священнослужителей Никольской церкви дьякона В.И.Грацианского, псаломщика (священника) Н.К.Соколова, сторожа (бывшую монахиню Званского монастыря) П.Г.Кольцову, священника церкви с. Папоротно Мало-Вишерского района, бывшего монаха М.П.Прокофьева, а также жителей ст. Волхово и д. Пшеничище, устраивая очные ставки.
Из Обвинительного заключения: «Произведенным расследованием установлено, что гр-н Сацердотский М.В. занимался систематической скупкой хлеба и других продуктов, одновременно с этим распространял среди населения антисоветские провокационные слухи о войне... высказывал клевету на Советскую власть... Высмеивая колхозное строительство, убеждал граждан, что колхозы нерентабельны... высказывал террористические намерения против большевиков». (След.дело № 6834. Арх. № 1а/12184. Л. 34)
М.В.Сацердотский категорически отрицал обвинения в свой адрес, даже на очных ставках. Согласился только с одним — он покупал продукты для личного пользования. Некоторые свидетели находили в себе мужество отрицать обвинения в адрес священника. Так, житель д. Пшеничище Б. П. Афонасьев, работавший в колхозе «Красная коса» Переходского с/с, сын раскулаченного в 1931 г. отца, говорил на допросе: «Я лично не припоминаю антисоветских провокационных слухов, распространяемых Сацердотским» (Тамже. Л. 19)
Другой свидетель начальник пожарно-сторожевой охраны станции Волхово Н. Н. Гуреев также отрицает слухи «о нанесении ему», как члену сельского совета, «угрозы» М.В.Сацердотским . «Не было такого», - говорит он, а когда ему устраивают очную ставку с тем, кто доложил следствию об этом инциденте, стоит на своем: «Возможно такой случай и был, но я не помню». (Тамже. Л.л. 23, 26 об.)
Но были свидетели, которые вспоминали и то, о чем их не спрашивали.
Отец Михаил оставался непреклонен до конца: «Показания свидетелей отрицаю и виновным себя в антисоветской деятельности не признаю»
(Последний допрос 19 июля 1937 г. Тамже. Л. 8).
Решение Тройки УНКВД ЛО № 6 от 13 августа 1937 г. , пор. № 10 — РАССТРЕЛЯТЬ. (Тамже. Л. 40)
Приговор приведен в исполнение 17 августа 1937 г.
Место захоронения не установлено.
(11 сентября этого же года расстреляли сына - архимандрита Варлаама).
Через 7 месяцев (18 марта 1938 г.) были расстреляны В.И. Грацианский и Н.К.Соколов.
Михаил Васильевич Сацердотский реабилитирован 5 сентября 1989 г.
* Фамилия в разных источниках пишется Сацердотский и Соцердотский. Личная подпись Михаила Васильевича в Следственном деле № 6834 - Сацердотский.
.
Отец Василий Сацердотский — протоиерей Званско-Знаменского женского монастыря, законоучитель Державинского епархиального женского училища.**
Мать Елизавета Матвеевна Сацердотская. О ней известно только то, что она умерла 7 декабря 1914 г. от паралича сердца. (Чудовский ЗАГС. Метрическая книга № 16. Званско-Знаменский монастырь. Л.л. 223-224)
Брат Федор Васильевич Сацердотский, 1889 г.р. Закончил 5 классов Новгородской Духовной семинарии. Умер 15 мая 1911 г. в возрасте 22 -х лет от паралича сердца. Похоронен на монастырском кладбище.(Чудовский ЗАГС. Метрическая книга № 16. Званско-Знаменский монастырь. Л.л. 108-109.)
Сын Василий Михайлович Сацердотский (Архимандрит Варлаам), родился 30 декабря 1896 г. (по др. данным - 1895 г.р.) на ст. Волхово Новгородского уезда и губернии. В 1916 г. закончил Новгородскую Духовную семинарию, затем 3 года учился в Московской Духовной академии. В 1919 г. поступил на историко-филологический факультет Саратовского университета. С января 1920 по май 1921 г. находился в Красной армии в качестве учителя красноармейской школы грамоты и заведующего школьной секцией в Ростове-на-Дону, Владикавказе, Нальчике, Кисловодске. С 1 ноября 1921 г. работал в Петроградском детском доме, в этом же году поступил в Петроградский Богословский институт, стал посещать Крестовую церковь Александро-Невской Лавры и служить там в должности послушника. 1 марта 1922 г. он был пострижен митрополитом Вениамином в монахи с именем Варлаам (в честь Варлаама Хутынского), а через два дня рукоположен в иеродиаконы. В том же 1922 г. стал иеромонахом, а позднее был возведен в сан архимандрита. В Петрограде-Ленинграде он духовно руководил небольшой общиной, члены которой готовились к иноческой жизни, оставаясь в миру.
Первый раз был арестован в 1924 г., приговорен к 2 г. ИТЛ, 9 месяцев находился в заключении под следствием, затем 3 года на Соловках. В 1932 г. был снова арестован и приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лагерей. Отца Варлаама этапировали на строительство Беломорканала, где он написал большую часть своих писем духовного содержания «Письма из заточения к духовным детям». В «Письмах из заточения» он не раз мысленно переносится на берега Волхова. Так, в письме от 21 июля 1936 года о. Варлаам вспоминает о празднике св. Целителя Пантелеймона: «Память его мне особенно дорога по воспоминаниям детства — праздник этот особо чтился в Званском монастыре, у дедушки» (Архим. Варлаам (Сацердотский) Письма из заточения к духовным детям. Публикация А. Воронцова // Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; Спб.: Atheneum: Феникс. 1993. 656 с. С.495)
1 августа 1937 г. отец Варлаам был арестован в лагере за «антисоветскую деятельность и агитацию». 2 сентября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД Карельской АССР по ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
11 сентября 1937 г. расстрелян недалеко от ст. Сегежа. (По другим данным погиб в лагере в 1941 г. )
В Метрических книгах Званско-Знаменского монастыря и Николо-Полистской церкви ( инв.№ 16, 20) находим еще одно имя из рода Сацердотских - диакон Сергей Сацердотский, год рождения, предположительно, 1881. Запись за 1916 г. говорит о том, что он умер от туберкулеза в возрасте 35 лет. Вероятно, это еще один сын протоиерея Василия Сацердотского, брат Михаила. Возможно, что в ходе дальнейших исследований будет установлена степень их родства.
.ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
- Архив УФСБ по Новгородской области. След.дело № 6834 по обвинению Соцердотского Михаила Васильевича в преступлении предусмотренном ст. 58-10 УК РСФСР. Начато 26 мая 1937 г. Окончено 19 июля 1937 г. Арх. № 1а/12184.
- Чудовский ЗАГС. Метрическая книга № 16. Званско-Знаменский монастырь. Л.л. 108-109, 223-224.
- Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. Официальный текст с изменениями по состоянию на 1 марта 1957 г. Утратил силу с 1 января 1961 г. в связи с принятием УК РСФСР 1961 г. // http://www.kodeks-luks.ru
- Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской земли. Т. 1. 1937. /Под ред. Л. П.Рычкова. Великий Новгород, 1993. 358 с. С. 335.
- Петров М. Н. Крест под молотом. Науч. Ред. В. Л. Янин / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с. С. 366.
- Ленинградский мартиролог. 1937-1938. Т. 1. /Ред. А. Я. Разумнов. Спб, РНБ. 1995. 804 с. С. 546.
- Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. /Под ред. Архимандрита Ермогена (Муртазова). М.-Псков, Духовное преображение, 2005. 744 с. С. 373.
- Архим. Варлаам (Сацердотский) Письма из заточения к духовным детям. Публикация А. Воронцова // Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; Спб.: Atheneum: Феникс. 1993. 656 с. С.464-467.
- Бовкало А. А., Галкин А. К. Новгородцы и Петроградский Богословский институт //Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 12-14 ноября 1996 года. Новгород, 1996. С. 190-193.
- Калинин Н.Н. Званско-Знаменский монастырь// В кн.: От Фонтанки до Званки. Чудово. 2009. 72 с. С. с. 31-32, 49-50.
- Ольховский Э.С. Летопись Чудовского района /Под ред В.Н.Папешина. Великий Новгород. Изд.; «Виконт». 2007. 379 с., ил. С. 71-72.
Автор Н.Б. Григорьева