В субботу, 14 декабря, в университетском храме Сретения Господня состоялись две встречи: Первая встреча – «Свет Верности: Путь Митрополита Токийского и Японского Сергия (Тихомирова)». Её подготовили и провели студенты 2 курса кафедры теологии НовГУ имени Ярослава Мудрого.
Спикеры рассказали участникам встречи о том, что будущий владыка – митрополит Токийский и Японский Сергий (Тихомиров) (1871-1945 гг.) – епископ Русской Православной Церкви, духовный писатель и церковный историк является уроженцем села Гузи Новгородского уезда Новгородской губернии (ныне д. Гузи Новгородского района Новгородской области).
Он окончил Новгородскую духовную семинарию в 1892 г. и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 г. был пострижен в монашество с именем Сергий (в честь Радонежского подвижника) и рукоположен во иеромонаха.
Рассказывая о жизни и служении архиерея, авторы беседы особо подчеркнули, что по его инициативе и при активном собственном участии состоялось возвращение православных храмов на Южном Сахалине после Русско-Японской войны 1904-1905 годов, была осуществлена административная организация Миссии в Японии в начале ХХ века, а также завершилось восстановление Токийского собора в 1929 году.
Вторую встречу провел преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, кафедры теологии НовГУ имени Ярослава Мудрого, настоятель церкви святого великомученика Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород), протоиерей Сергий Золотарев.
Раскрывая тему: «Слово пастыря: Знание и вера. Для чего верующему нужно знать Богословие», автор беседы рассмотрел вопрос с позиции духовного наставника – пастыря. Отец Сергий глубоко и подробно освятил следующие вопросы: Имеем ли мы право «вторгаться» силами разума в вопросы религии – рассуждать о Боге, о Таинствах, о чудесах, о мистическом опыте? Обязаны ли верующие люди судить разумно или должны оставаться только на позиции веры? Необходимы ли богословские и догматические знания верующему человеку или достаточно одной преданности Христу?
Опираясь на большое количество источников, пастырь во время выступления приводил в пример высказывания авторитетных христианских богословов и философов: «Проблема соотношения веры и знания – одна из ключевых и старейших в христианской философии и богословии. Уже на рубеже II–III вв. по Р.Х. раннехристианский философ Тертуллиан выдвинул широко известный принцип «Верую, ибо абсурдно». Этим мыслитель постулировал якобы полную независимость предмета веры от рационального осмысления и, более того, превосходство веры над разумом. Знание стало мыслиться как удел греческих и римских языческих философов, а христианским способом познания стала вера. Однако два века спустя Блаженный Августин сформулировал иной тезис: «Верую, чтобы понимать». Здесь вера и мышление уже являются двумя взаимодополняющими средствами на пути познания истины. В свою очередь, Ансельм Кентерберийский в XII веке напишет: «Бог есть то, больше чего ничто нельзя помыслить».
Завершая встречу, отец Сергий подвел итог: «Научные и богословские дискуссии на предмет соотношения рациональных и интуитивных способов познания, возможности рационального обоснования вероучительных принципов и др. активно ведутся и по сей день».
«Сретенские встречи» продолжат свою работу в субботу 21 декабря 2024 года в 15.00 в университетском храме Сретения Господня. Состоится встреча: «Слово журналиста. «Н.А. Бестужев – декабрист, ставший иконописцем»». Её проведет Ольга Николаевна Лаврова – главный редактор сетевого издания «Пресса 53», член Союза журналистов России, член Союза писателей России, лауреат профессиональной премии «Хрустальный Пегас – 2024». Двери открыты для всех желающих.