Преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения († 1937)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

2/15 сент. – День мученической кончины


Преподобномученица игумения Серафима (в миру Елизавета Николаевна Сулимова) - родилась в 1859 году в г. Устюжне Череповецкого уезда Новгородской губернии в купеческой семье. Елизавета была младшей дочерью Николая Абрамовича и Ольги Семеновны Сулимовых. В семье было шестеро детей: Алексей, Татьяна, Наталья, Параскева, Евгений и Елизавета. Наталья и Евгений избрали монашеский путь, а в 17 лет и Елизавета поступила в Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь Новгородской епархии. В 1884 году была определена в число послушниц. В монастыре выполняла различные послушания, в том числе была регентом хора. В 1893 году была направлена вместе с сестрой монахиней Ниной (Натальей) в Санкт-Петербург для организации иноческой жизни на подворье Леушинского монастыря. На петербургском монастырском подворье выполняла регентское послушание, была отмечена святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1901 году послушница Елизавета приняла монашеский постриг с именем Серафима и через год была назначена казначеей Леушинского монастыря.

В Петербурге с послушницей Елизаветой случилось чудо, о котором она рассказала через много лет, когда была уже игуменией Ферапонтова монастыря. Это было в первые годы после открытия подворья. По неизвестной причине на кисти правой руки у нее образовался большой нарост, причиняя сильную боль. Особенно мешал этот нарост во время управления монашеским хором. Из стыдливости Елизавета конфузилась, иногда терялась, что сказывалось и на пении сестер. Ей приходилось носить особый нарукавник, прикрывающий больное место. Так длилось несколько лет.

Однажды, накануне дня памяти мученика Вонифатия, то есть 18 декабря, нарост сильно увеличился. В горестном настроении девушка пошла к певчим и показала больную руку.

Сестры пожалели, посочувствовали, но помочь, облегчить скорбь, конечно, никто не мог. Началась всенощная. Перед шестопсалмием, во время пения тропаря «Мученик Твой, Господи, Вонифатий», Елизавету внезапно осенила мысль, не исцелит ли ее мученик Вонифатий? Ведь он близок к Богу, и Господь непременно услышит его молитву. От этих мыслей на душе стало как-то радостно. Охваченная непонятным и еще неиспытанным чувством, она уже не слышала, как начали читать шестопсалмие.

Очнулась Елизавета при чтении последнего псалма. Машинально провела здоровой рукой по больному месту и почувствовала, что нет ни нароста, ни боли. Не веря самой себе, она снова и снова ощупывала больную руку и, убедившись, что на ней нет даже малейшей опухоли, в каком-то ужасе и радости протянула обе руки к сестрам, стоявшим на клиросе, и громко воскликнула:

- Посмотрите, сестры, ведь на руке-то у меня ничего нет!

Сестры радовались вместе с исцеленной Елизаветой, славили Бога и святого угодника Его. Больше больная рука никогда не беспокоила матушку, и не оставалось никакого следа от продолжительной болезни. В благодарность за оказанную милость всю жизнь игумения Серафима чтила мученика Вонифатия и молилась ему во всех скорбях.

Рассказ о чуде, произошедшем на Леушинском подворье, Серафима (Сулимова) поведала иеромонаху Иннокентию (Калинину), насельнику Нило-Сорской пустыни, который слышанное не утаил, а записал и послал короткую заметку в «Новгородские епархиальные ведомости». Редакция сочла необходимым ее опубликовать. Это было в 1916 году. 

В 1903 году хлопоты игумении Таисии (Солоповой) по возрождению древнего Ферапонтова монастыря в Белозерье увенчались успехом: 10 декабря последовал указ Святейшего Синода о его учреждении «с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Леушинская игумения Таисия предложила сестрам, кто возымеет желание, идти в Ферапонтово. Уже в декабре 1903 года в обитель приехали двадцать сестер из Леушина, среди которых и монахиня Серафима (Сулимова). Ферапонтов монастырь устраивался по образцу Леушинского. Первое время игумения Таисия сама управляла делами Ферапонтова монастыря, а в 1905 году настоятельницей была назначена монахиня Серафима (Сулимова). 2 июля 1906 года указом Новгородской Консистории монахиня Серафима была возведена в сан игумении. К этому времени число насельниц составило 66 сестер, из них 36 «леушанок». На первую игумению легли трудные заботы об устройстве духовной и хозяйственной жизни монастыря.

Матушка Серафима много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской Слободы. С открытием обители начали действовать рукодельные классы для девочек, а в 1909 году была построена женская церковноприходская школа. Монастырь на свои средства ее содержал, кормил детей, шил для них школьную форму. Игумения много занималась благотворительностью.

В мае 1909 года за свои труды игумения Серафима от Святейшего Синода была награждена наперсным крестом.

Высокую оценку ее деятельности дал правящий архиерей Новгородской епархии архиепископ Арсений (Стадницкий), посещавший Ферапонтов монастырь в 1911 и 1913 годах. Обращаясь к сестрам и матушке, владыка сказал: «Досточтимая мать Игумения! Ты знаешь, в чем состоит путь обновления, путь тесный, тяжелый, путь борьбы со всяким грехом. Я думаю, что ты шествовала и шествуешь этим путем. Надеюсь, что проходимым тобою путем спасения идут за тобой и другие. Твои заботы о монастыре не остались без внимания; на эту славную обитель обратили свое внимание все: Государь Император и другие высокие лица, которые способствуют восстановлению этой славной обители». 

Декретами новой власти эти труды были прерваны. После Октябрьского переворота в стране начался развал хозяйства. Новая богоборческая власть стала настраивать голодающее население против Церкви. В Кирилловском уезде первым подвергся грабежу Ферапонтов монастырь. В нем четырежды делалась реквизиция хлеба. Изъяли более 500 пудов. Против монастыря выдвинули обвинение, что он не только укрывал хлеб, но и гноил его, что будто бы служило доказательством его намеренной борьбы против советской власти. Отбирался у монастырей не только хлеб. Далее подлежали реквизиции скот, инвентарь, огороды и оставшиеся запасы. Вскоре исполком принял решение о монастырском продовольствии: оставить на 4 месяца по 25 фунтов на человека, остальные продукты реквизировать. То есть для насельников обителей оставлялось по 2,5 килограмма продуктов на месяц, и то только до лета.

Толчком к расправам в Кирилловском уезде послужил инцидент, произошедший в Ферапонтовом монастыре в мае 1918 года. В первых числах мая Кирилловский исполком постановил произвести опись всего церковного имущества монастырей. Ожидался приезд комиссии и в Ферапонтове. Однако, в отличие от других белозерских обителей, Ферапонтовская учреждалась на основе прихода, и все имущество делилось на приходское и монастырское, причем, церковное имущество принадлежало приходу. Это означало, что без членов приходского совета, то есть крестьян, производить новую опись было нельзя. Крестьяне же были настроены агрессивно, и когда прибыли члены комиссии, они встретили их враждебно, и только уговоры священника Иоанна Иванова не допустили кровопролития. Посланных членов комиссии толпа прогнала, пригрозив расправой. Через два дня красноармейцами был арестован отец Иоанн за «подстрекательство» крестьян. Тогда же была вызвана в следственную комиссию игумения Серафима. Ей пришлось остаться в Кириллове на монастырском подворье под домашним арестом. Матушку лишили права выезда из города до следствия, будто бы за соучастие в сопротивлении действиям комиссии.

«Накануне моего отъезда в Кириллов для допросов, то есть 11 мая, - пишет игумения Серафима в рапорте на имя Новгородского митрополита Арсения, - явились ко мне около 40 человек из ближайших двух деревень и потребовали ключи от всех монастырских кладовых для осмотра всех продовольственных запасов. Я подчинилась их требованию, выдала им все ключи, и они пошли осматривать и искать в присутствии комиссара; и почти все, что нашли, отобрали».

Сестры навещали игумению Серафиму, но для управления обителью в столь тревожные дни им особенно не хватало матушки. Временно делами ведали старшие монахини, в их числе монахиня Нина, сестра игумении, а также послушница Александра Самойлова, письмоводительница. Из рассказов сестер, игумению на подворье посещал епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев).

2/15 сентября 1918 года игумения Серафима была расстреляна без суда и следствия в 2 верстах от г. Кириллова у горы Золотухи вместе с арестованным накануне епископом Кирилловским Варсонофием (Лебедевым) и четырьмя мирянами-заложниками.


Канонизация:

Игумения Серафима (Сулимова) Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года причислена к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания по представлению Вологодской епархии.

Тропарь:

Яко крин благоуханный процвела еси в полунощных пределах земли Русския, и яко жертва богоугодная вознесена бысть к престолу Царя Небеснаго, за Него же страдания прияв, с Ним же присно сорадуешися, преподобномученице Серафимо, не забуди нас, почитающих память твою.

Кондак, глас 2:

Яко невеста преукрашенная Христу обручилася еси в приятии обетов иноческих, и от Жениха Небеснаго увенчалася еси нетленным венцем мученическим, с Ним же присно веселяся в чертозех небесных, Серафимо всехвальная, поминай же и нас, чтущих честная страдания твоя.


Источники:

• Серафима (Сулимова Елизавета Николаевна). БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века». pstbi.ccas.ru

• Стрельникова Е. Р. Жизнеописание прмц. Серафимы http://vologda-eparhia.ru


В Государственном архиве Новгородской области хранятся документы, которые не были использованы при составлении жития игумении Серафимы (Сулимовой) к канонизации ее в лике преподобномученицы в сонме новомучеников и исповедников Российских в 2000 году на Архиерейском Соборе РПЦ. Материалы предоставлены К. В. Зилинским, публикуются впервые (сохранена орфография подлинника).

Послужной список Настоятельницы Богородице-Рождественского Ферапонтова общежительного женского монастыря за 1913 год.

Настоятельница Игумения Серафима. 54 года. Грамоте обучалась в доме родителей. Дочь купца города Устюжны Елизавета Николаевна Сулимова, девица. В 1901 году духовником монастыря (Леушинского - К.З.) иеромонахом Иверского Валдайского монастыря о. Аполлонием пострижена в монашество Указом Консистории за № 1393 от 3 февраля 1901 года. В 1874 году поступила в Леушинский монастырь (тогда была община - К.З.). В 1884 году указом Консистории за № 4091 определена в число послушниц. Послушания проходила различныя, но преимущественно же состояла регентшей хора монастырского, а затем Леушинской подворской церкви в г. С.-Петербург. В 1902 г. Указом Новгородской духовной Консистории от 17 мая за № 5318 определена Казначеею монастыря. В 1905 г. с благословения Высокопреосвященнейшаго Гурия, бывшаго Архиепископа Новгородскаго возобновительницею сего монастыря. Настоятельницею Леушинского монастыря Игумениею Таисией командирована в сей Ферапонтов монастырь для исполнения должности настоятельницы, в каковой и утверждена определением Св. Синода от 23 мая 1906 г. за № 2404. В том же году июля 2-го дня Высокопреосвященнейшим Гурием возведена в сан Игумении Указом Консистории за № 10728. В 1909 году мая 29 дня с благословения Св. Синода награждена наперсным крестом. С разрешения Его Высокопреосвященства отлучалась по делам обители в С. -Петербург на 2-е недели по билету Консистории № 746 возвратилась своевременно. Вторично, с разрешения Его Высокопреосвященства по болезни отлучалась в Петербург на 3 недели с 10 марта по 2 апреля по билету Консистории № 2960 возвратилась своевременно. Под судом, штрафом и следствием не была. «Отлично хорошего поведения, к должности Настоятельницы способна и усердна. Благочинный монастырей Архимандрит Иоанн.

ГАНО Ф — 480 Опись 1 Дело 3935 Листы 793 (на обороте); 794.

* * *

В Новгородский Епархиальный Совет Казначеи и сестер Ферапонтова женского монастыря

Рапорт

Сим долг имеем довести до Новгородского Епархиального Совета что 1 сентября с/ст. по распоряжению властей арестована и заключена в тюрьму (в 1ч. ночи) Настоятельница Ферапонтова монастыря Игумения Серафима, а 2-го сентября в 6 ч. утра за городом Кирилловом разстреляна. Тело зарыто на месте казни. О чем донесено Благочинному монастырей Архимандриту Иоанну, одновременно с сим доводится до сведения Его Преосвященства Преосвященнейшаго Алексия.

ГАНО Ф-481 Опись 1 Дело 59 Лист 1; 1 (на обороте).

* * *

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Алексию Епископу Тихвинскому. Благочинного 3-го Кирилловского округа.

Рапорт

Имею честь довести до сведения Вашего Преосвященства, что настоятельница Ферапонтова женского монастыря Игумения Серафима ночью (около 9 часов) 1 сентября была арестована, увезена из монастыря в г. Кириллов и 2-го сентября около 6 ч. утра вместе с Епископом Кирилловским Варсонофием разстреляна. Благочинный священник Александр Фомин.

№ 202

1918 года

Сентября 3/16 дня.

ГАНО Ф-481 Оп.1 Дело 59 Лист 3.

* * *

Указ из Новгородского Епархиального Совета.

Благочинному монастырей.

На докладе сестер Ферапонтова монастыря, Кирилловского уезда, о расстреле 2 сего сентября по распоряжению властей настоятельницы их монастыря игумении Серафимы резолюция Его Преосвященства последовала такого содержания: «Да помянет Господь подвиг и страдания рабы Своей Игумении Серафимы и да сподобит ее блаженства вечного в Царствии Своем. Предложить обителям внести ее имя в синодики». О чем монастырям ввереннаго Вам округа и посылается настоящий указ 13 сентября 1918 года.

ГАНО Ф-481 Оп.1 Дело 59 Лист 4.